 |
Новости РАО "ЕЭС России"
|
|
Анатолий Чубайс: "Мы должны делать свою работу, а не озираться на политических оппонентов"
Глава РАО "ЕЭС России" озвучил принципиально новую задачу, которую энергетикам предстоит решить в ближайшие три года.
На днях состоялось всероссийское совещание РАО "ЕЭС России", посвященное ходу подготовки энергопредприятий к работе в осенне-зимний период 2003-2004 года. Мероприятие традиционное, итоги которого можно было бы подвести в нескольких словах - к зиме готовы. Если бы не кульминационное заявление главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса о трехгодичной программе снижения роста тарифов на электроэнергию. Директора региональных компаний поставлены перед нелегким выбором: либо совладать с регулярно растущими тарифами, либо оказаться не удел. Ибо Чубайс без сантиментов пообещал, что с теми руководителями, кто поставленную задачу реализовать не сможет, придется распрощаться.
- Сегодня мы поставили перед собой задачи качественно иного класса, какие еще ни разу не приходилось решать менеджерам компании, - сообщил Чубайс на итоговой пресс-конференции. - Проблемы связаны с впервые объявленной программой остановки темпов роста тарифов на электроэнергию. Разговаривая с региональными директорами, мы еще раз убедились, что для решения вопроса потребуется приложить серьезнейшие усилия на всех уровнях: и в самих энергосистемах, и внутри наших дочерних обществ. Потребуется изменить характер требований к гендиректорам. Все это было обсуждено по основным направлениям и принципиально поддержано. Теперь от принципиальной формулировки задач мы перейдем к подготовке полного перечня нормативных документов. Вот, собственно, основной итог совещания.
- Каким образом новая тарифная стратегия будет согласовываться с условиями поставщиков?
- Вопрос очень непростой. Посмотрите, какого характера обязательства мы на себя берем. В нашем понимании тарифы должны расти на уровне инфляции. Так, к 2006 году, по нашим подсчетам, это где-то 6,5-7,5 процента. Но посмотрим на реакцию правительства. А что реально происходит у поставщиков? Газ - гарантированные ежегодные темпы роста цен - 20 процентов, это официальная цифра. Любой человек, работающий в данной сфере, подтвердит, что такова стоимость так называемого балансового газа, а есть еще более загадочный небалансовый газ, стоимость которого по жизни в 1,5-2 раза выше. Это означает, что реальный рост цены на газ не 20, а минимум 25 процентов, а на самом деле больше. И, тем не менее, понимая все это, я говорю: мы должны остановить рост тарифов, несмотря на то что входящие затраты будут расти более высокими темпами. Как? Одним единственным способом - радикальным снижением затрат, всерьез, по-настоящему, повзрослому. Это вам не митинг провести с лозунгами: "Долой энергетиков!", не по телевизору "ляля", Предстоит гигантская работа, которую будут разворачивать десятки тысяч менеджеров по всей стране, Мы отвечаем за ее результат, понимая степень сложности.
- Вы готовы жертвовать прибылью своего предприятия?
- Прибыльность РАО ЕЭС никогда сверхвысокой не была. В жестких тарифных условиях рентабельность где-то 8-9 процентов. Мы не ориентируем своих менеджеров на сокращение прибыли. Там снижать уже некуда. Мы не хотим намеренно приносить ущерб акционерам. Есть перечень направлений, по которым можно было бы добиться желаемого - начиная с организации ремонта и кончая численностью работающих. По каждому из данных направлений существуют определенные резервы.
- Каким образом решение новых задач будет взаимодействовать с уже начатыми реформами? Например, с ликвидацией перекрестного субсидирования.
- Остановить рост тарифов - это значит добиться такой ситуации, когда среднеотпускная стоимость электроэнергии по всем группам потребителей в данном регионе росла не нынешними темпами, а гораздо в более спокойном ритме. Устранить различие между разными категориями потребителей - другая задача. В правительстве поставлен вопрос о разработке специальной программы по ликвидации перекрестного субсидирования. То есть два процесса должны идти параллельно друг с другом.
- Анатолий Борисович, что сегодня можно сказать о ходе строительства ТЭЦ-2 в Калининградской области?
- Пока речь идет о работах на первом блоке, ситуация с которым по-крупному ясна. Остались детали, которые, я уверен, удастся решить в ближайшее время. По второму блоку определенно говорить пока преждевременно. Мы абсолютно уверены в том, что найдем оптимальные решения, каким образом обеспечивать станцию ресурсами в полном объеме. Ведь нельзя построить такую серьезную станцию, а в последний момент сказать: "Ой, да мы же забыли, газа-то нету". Такого не будет. Конечно, с поставкой газа мы разберемся без всякого сомнения. Для нас, скорее, более важно, что происходит с рынком сбыта в регионе. Недалеко от области Игналинская АЭС, первый блок которой будет закрыт уже в ближайшее время, о закрытии второго пока идет дискуссия. Мы попадаем на серьезный рынок. Попадаем в хорошем смысле слова. И это, конечно, делает задачу строительства ТЭЦ-2 в Калининграде приоритетной. В установленные сроки проект будет завершен. Пока что не все гладко обстоит с инвесторами. Мы очень заинтересованы, чтобы они появились, такие переговоры ведутся. Но, даже если процесс не увенчается успехом, мы сумеем завершить строительство на собственные средства.
- Хотелось бы задать Вам вопрос как экономисту. Какие стратегии, на Ваш взгляд, помогут дотационным регионам, коим является на сегодняшний день Калининградская область, выйти из этого состояния?
- Я считаю, что до сих пор принципы бюджетных отношений, по которым выстраивается поддержка дотационных регионов и изымаются средства у избыточных, не нуждается в совершенствовании. Правда, тут недовольны все и всегда. Любой "дотационный" губернатор будет говорить, что ему не хватает дотаций, а избыточный - что у него отобрали все последнее. Но главная идея проста - в гораздо большей степени стоит привязывать результаты, достигнутые регионом, с его бюджетным положением. Губернатор должен понимать, что если он сумеет нарастить доходы области на 20 процентов, то даже если она является избыточной, хотя бы 10 процентов из них останутся на местах. Иначе совершенно теряется стимул эффективно работать и остается потребность просто выбивать деньги на федеральном уровне. В моем понимании здесь за последние 3-4 года кое-что улучшилось, но еще далеко до нормального положения вещей.
- Что, по-Вашему, представляет сегодня реальную угрозу рыночной экономике в России?
- Опасно, когда государство осуществляет функции менеджера. Смертельно опасно... для человека. На секунду вернитесь в наше реальное прошлое. Когда приватизировали булочные, нам в голос кричали: "Вы что, с ума сошли?! Мы же с голоду умрем!" Руки прочь от нашей родной советской торговли! Не допустим приватизации! Немедленно откроют в магазинах видеопрокаты и будут порнографию показывать. Друзья мои, хлеб сегодня - самый эффективный бизнес в стране. А вот как только мы с вами домой приходим, в подъезд заходим - он грязный. В нем противно. Государственный. До лифта дошли, кнопку нажали, а он приехал, скрипучий такой... государственный. Приходим на лестничную площадку - грязно, государственная. А там, где частный собственник, все в порядке. Так давайте наконец преодолеем этот стереотип. Слава богу, десять лет позади.
- Не опасаетесь, что, объявив начало процесса стабильного снижения темпа роста тарифов именно сейчас, Вы тем самым накликаете на себя недовольство политических оппонентов? Может, разумнее начать эту реформу зимой, если Вы не собираетесь баллотироваться в президенты, или весной, если собираетесь?
- Скажите, а вот за последние 12 лет есть хоть что-то, предложенное мной лично, что бы моим оппонентам понравилось? Мне на оппонентов смотреть или на дело, которым занимаемся? На дворе, между прочим, октябрь. Мы говорим о трехлетнем периоде. Каждому из 150 директоров, вернувшихся в свои регионы, предстоит решать огромное количество качественно новых задач. У каждого за спиной коллектив в 10-20 тысяч человек, который нужно перенастроить на новый стиль работы. Если мы всерьез хотим делать то, о чем я говорю, процесс уместен лишь в том случае, если мы получаем разрешение от власти до начала наступающего года и поставим все задачи перед генеральными директорами. Тогда это работа. А если мы выступаем под лозунгами "Благо трудящихся!", то тогда можно вставать в позу весной, летом, осенью, по телевизору, как угодно. Работе это не поможет. Выборы, значит, выборы. Недовольны - потерпят! А там посмотрим!
Генеральный директор АО "Янтарьэнерго" Олег Гладков - о работе по снижению темпов роста тарифов:
- Заявленная главой РАО "ЕЭС России" задача накладывает серьезные обязательства не энергетиков. Инфляционные процессы никто не отменял, и цены поставщиков будут расти. Нам будет сложно справиться с такой работой в одиночку. Многое упирается в дисциплину платежей. Не начнут потребители платить вовремя - мы не сможем прогнозировать свои расчеты. Должна быть подготовлена программа сокращения издержек. Но, повторюсь, без эффективного участия в процессе потребителей ничего не получится.
|