Константин Сорокин.
Газета "Эпиграф"
№ 28, июль, 2002 г.
Энергетическая война в Новосибирске зашла в тупик.
"Эпиграф" в этом году уже неоднократно обращался к теме борьбы ОАО "Новосибирскэнерго" с мэрией и обладминистрацией за объекты коммунальной энергетики.
Вначале года, после более чем 10-летнего перерыва, новосибирцы вспомнили, что такое "веерные отключения". Зимой острая ситуация сложилась в Академгородке, когда "Новосибирскэнерго" пригрозило обесточить предприятия СО РАН до тех пор, пока не будет погашен долг.
Летний сезон повлек за собой новое обострение отношений. Теперь инструментом давления на мэрию стало отключение горячей воды едва ли не в половине домов Новосибирска, а также периодические отключения городского электротранспорта.
Почти 2 месяца городская власть пыталась представить дело так, будто речь идет о небольших разногласиях с "Новосибирскэнерго" по сумме долга - как только разногласия будут улажены, проблем у жителей и организаций не будет... Но время шло, а ситуация только ухудшалась.
Наконец, в конце июня власть не выдержала и от глухой обороны попыталась перейти к обороне активной. Для начала чиновники стали переадресовывать поток обращений граждан. Всем, кто в эти дни звонил или приходил в мэрию по вопросу горячей воды, власть рекомендовала обращаться в суд и оформлять иски против "Новосибирскэнерго" на незаконное отключение. Эта акция протекала вяло и не оставила в памяти новосибирцев заметного следа.
В конце концов мэрии ничего не осталось, как открыто признать - речь идет не о долгах и не о графиках их погашения, а о вопросе собственности на предприятия коммунальной энергетики. Первый вице - мэр Владимир Шумилов в конце июня публично раскрыл, чего требует "Новосибирскэнерго".
А оно требует оформления в залог погашения долгов муниципалитета самых "лакомых" объектов коммунальной энергетики. Среди них: газовая котельная в Калининском районе и Кировская котельная, общая мощность которых сравнима с крупной ТЭЦ, 20 километров магистральных теплосетей, которые сегодня эксплуатирует МУП "Энергия" или находятся на балансе УКСа, а также электрические сети, которые находятся в хозяйственном ведении МУП "Электросеть".
Экономический смысл борьбы за коммунальную энергетику очевиден. Сейчас, как известно, идет реструктуризация РАО ЕЭС. Недавно Анатолий Чубайс заявил, что не уйдет с поста председателя Совета директоров РАО ЕЭС, пока не завершится процесс реструктуризации по разработанной им схеме.
Она предусматривает отделение генерирующих предприятий от проводящих и продающих тепло - электроэнергию. Предприятия - производители (ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС) станут самостоятельными хозяйствующими субъектами. А для управления транспортными магистралями создается Федеральная сетевая компания, которой будут переданы все магистральные электросети, включенные в национальную энергетическую сеть.
Официально заявленной целью реструктуризации является разрушение монополизма РАО ЕЭС. Фактически же структурные подразделения РАО ЕЭС по всей стране ведут политику поглощения объектов коммунальной энергетики, чтобы к моменту завершения реструктуризации сосредоточить в своих руках до 90% энергетического хозяйства страны.
Чтобы читателю было понятно, о чем идет речь, приведем некоторые цифры. В настоящее время к объектам коммунальной энергетики в России относится 500 тыс. км воздушных и кабельных линий электропередач, более 100 тыс. км тепловых сетей (70% всех теплосетей в стране), порядка 50 тысяч котельных, производящих 350 тыс. Гкал тепловой энергии в год (70% отпуска тепла всеми производителями). Тот, кто в ближайшее время получит контроль над этим богатством, будет держать в энергетическом "рабстве" всю страну!
Муниципальные и областные власти, в свою очередь, ведут отчаянную борьбу за то, чтобы сохранить в своей собственности коммунальную энергетику. Теряя ее, они теряют не только возможность влиять на тарифную политику монополиста, но и серьезный финансовый ресурс. Дело в том, что в себестоимости одного только энерготарифа около 50% составляет транспортировка электроэнергии потребителю. На Кузбассе коммунальные организации, занимающиеся транспортировкой электроэнергии получают за свои услуги 55% процентов тарифа, в С.-Петер-бурге - 48%.
В Новосибирске ситуация иная. В течение всех последних лет власть шла на уступки "Новосибирскэнерго" в вопросах распоряжения объектами коммунальной энергетики. Часть муниципальных сетей вошла в уставный капитал ОАО "Новосибирскэнерго", хотя это противоречило законодательству.
Другая часть была передана промышленными предприятиями и ведомствами муниципальной власти, а та, в свою очередь, передала их транзитом в аренду "Новосибирскэнерго".
Электрические установки и сети всех строительных объектов, которые возводились в городе с 1992 года, уже автоматически передавались "Новосибирскэнерго", хотя это тоже противоречило нашему законодательству. Удивительно даже не то, что новосибирская мэрия сдавала в эксплуатацию свое имущество "Новосибирскэнерго". Удивительно то, что она не брала за это ни копейки денег!
По имеющимся сведениям, существует проект создания областной комиссии по инвентаризации и определению принадлежности тепловых и электрических сетей. Смысл деятельности этой комиссии (если она будет создана) в том и заключается, чтобы пересмотреть условия договора аренды с "Новосибирскэнерго" и заставить энергетиков либо возвратить имущество муниципалитетам, либо включать в расчеты с ними стоимость аренды.
"Новосибирскэнерго" со своей стороны также подготовило "бомбу". Еще в марте этого года были разосланы предложения о порядке взаимоотношений с МУП "Электросеть". По сути своей это ультимативное требование либо отдать все муниципальные сети "Новосибирскэнерго" безвозмездно, либо сдать их в аренду, либо, наконец, продать.
Но самое интересное, что в случае аренды или покупки электросетей "Новосибирскэнерго" предполагает увеличить на соответствующую сумму энерготариф. То есть, иными словами, деньги на аренду или покупку сетей энергетики выложат не из своего кармана, а из кармана жителей города, городских промышленных предприятий и организаций!
На размышления мэрии отведен срок до 1 ноября 2002 года. Именно к этому дню энергетики ждут встречных предложений (а точнее сказать, капитуляции) от городских властей.
Итак, стратегия "Новосибирскэнерго" на этот год полностью определена. Часть объектов коммунальной энергетики они хотят забрать себе через залоговую схему, а оставшуюся часть либо купить, либо арендовать, заложив необходимые суммы в увеличенный энерготариф.
С этой целью оказывается всестороннее давление на местные власти, на жителей, на муниципальные предприятия. Последние искусственно загоняются в долги, чтобы поставить мэрию перед фактом: ее предприятия просто не в состоянии выполнять свои функции и их нужно немедленно ликвидировать, а имущество передать "Новосибирскэнерго". В случае реализации этого плана коммунальная энергетика в Новосибирске и в Новосибирской области прикажет долго жить.
Ну, а что же сами власти? Какова их позиция? До настоящего времени она не определилась. В июле по ряду городских СМИ прошла информация, что мэрия рассматривает возможность оформления муниципального имущества в залог, чтобы рассчитаться с энергетиками. Но какое имущество имелось в виду, - точно не известно.
Многие аналитики склоняются к тому, что решающую роль здесь сыграет политический фактор. В начавшейся борьбе за губернаторский пост позиция РАО ЕЭС и персонально Анатолия Чубайса приобретают огромный вес. Цена их поддержки теперь уже точно определена: вся коммунальная энергетика области.
Однако на деле не все так просто. Начнем с того, что любая попытка передать объекты коммунальной энергетики из муниципальной собственности противоречит закону. В конце прошлого года Федеральным собранием был утвержден новый Закон о приватизации, где совершенно четко запрещено приватизировать предприятия коммунальной энергетики, обслуживающие жителей.
Конечно, в России обойти закон - пустяк. Но "продавить" решение о приватизации на уровне области и города будет почти невозможно. При оформлении имущества в залог банки берут его по 50%-ной стоимости, тогда как потом могут продать за все 100%. Утвердить такое решение для депутатов областного или городского Совета - значит подписать себе смертный приговор.
С другой стороны, энергетики сами жестко увязали механизм продажи или аренды муниципального имущества с ростом энерготарифа. Достаточно вспомнить, каких трудов стоило убедить городской Совет повысить тарифы в прошлом году, чтобы понять - этот вариант тоже не проходит. Разве что мэр Новосибирска (по уставу города он - глава местного самоуправления) может взять на себя роль камикадзе и подписать соответствующее постановление.
Итак, энергетическая война, развязанная в Новосибирске год назад, зашла в тупик. Можно не сомневаться, что это только временное затишье. Если мы не ошибаемся, новый этап ее обстрения не замедлит начаться. Жаль только, что страдающей стороной в этой войне оказываются не те, кто ее начал, а потребители.
Не зря крупные промышленные предприятия Новосибирска все больше задумываются о том, как бы вообще освободиться от зависимости и создать автономные источники тепла и электроэнергии. Пока что эту проблему в комплексе решил один "Оловомбинат". Частично ее решили предприятия так называемой "ленинской промплощадки", получающие тепло от котельной завода "Сибсельмаш".
Но за первыми ласточками, будем надеяться, полетят и остальные. Ведь если реструктуризация будет осуществлена по проекту Чубайса, городские ТЭЦ вынуждены будут повышать стоимость тепла. В противном случае они просто разорятся.
Домой | Об энергосистеме | Для акционеров | Для потребителей
Новости | Объявления | Юбилей | Реклама | О сервере
Карта | Поиск | Ссылки
|