В. Журавлев
Газета "Советская Сибирь"
11 сентября 2001 года
«Энергобезопасность. Тариф - спаситель»
Свою энергобезопасность наша область должна обеспечивать, будучи весьма энергозависимой. Эта особенность постоянно имелась в виду при рассмотрении вопросов энергетической безопасности области и формирования внутреннего рынка производства тепловой и электрической энергии на заседании областного экономического совета (о котором мы уже сообщали).
Что касается электроэнергии, то в прошлом году лишь 4% от потребленных 12,3 млрд. киловатт-часов было получено с федерального оптового рынка, а 96% обеспечено "Новосибирскэнерго". Но, как отметил вице-губернатор Валерий Башков, рост энергопотребления (при промышленном подъеме) "может вернуть область" к энергодефицитности. Да и нередкая в Западной Сибири маловодность может приводить к снижению выработки электроэнергии и ограничению перетоков.
Дефицит предлагается преодолеть, ускорив строительство блока N6 ТЭЦ-5 мощностью 180 мегаватт. Из всех нынешних инвестиционных проектов АО "Новосибирскэнерго" этот наиболее близок к завершению. С начала его строительства в 1996 году к 1 июля этого года было освоено 400 млн рублей (28% плана). Предполагаемый объем работ на этот год - 87 млн рублей, из них освоено более 62 млн. По расчетам, ежегодное инвестирование около 100 млн рублей из средств "Новосибирскэнерго" позволит запустить этот энергоблок к 2005 году. А то и на 2 - 3 года раньше, если привлечь дополнительных инвесторов и ежегодно осваивать по 250 млн рублей.
Куда большую прибавку и электричества, и тепла дала бы ТЭЦ-6 мощностью соответственно 740 мегаватт и 1935 гигакалорий, но ее дорогостоящее строительство (общей стоимостью более 1,2 млрд. долларов) три года назад заморожено из-за отсутствия финансирования. По общему признанию, такая ТЭЦ очень нужна: позволила бы преодолеть "острейший дефицит" электроэнергии и тепла в Левобережье, закрыть там устаревшие и экологически неблагополучные ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Но малая вероятность скорого притока необходимых для этого как "внешних", так и "внутренних" инвестиций дает шанс реализоваться предложениям о техническом перевооружении обеих устаревших ТЭЦ. Как считает главный инженер "Новосибирскэнерго" Георгий Мунгалов, если их расположение и неудачно экологически, то очень выгодно с точки зрения нагрузок и близости к потребителю. Электростанции с высоким уровнем газоочистки, не причиняющие, по его словам, "никаких особых бед", можно встретить и в центральных районах ряда западных столиц.
С топливом, в том числе и для выработки той же электроэнергии, ситуация обратная: до 95% привозное из других регионов. По словам В. Башкова, сейчас область вынуждена ограничиваться "обеспечением минимально необходимых потребностей в топливно-энергетических ресурсах для поддержания и функционирования систем жизнеобеспечения на максимально приемлемом уровне". Потребляется областью за отопительный сезон около 10 млн тонн угля, 100 тыс. тонн мазута, 1,8 млрд. кубометров природного и 30 тыс. тонн сжиженного газа, около 1,5 млн тонн светлых нефтепродуктов. Но "несколько искаженный", по мнению В. Башкова, топливный баланс (85% уголь, 15% газ и 3% мазут) мог бы быть подкорректирован повышением "газовой составляющей". У такой точки зрения немало аргументов. Один из них: по расчетам, даже остающееся до сих пор проблематичным строительство такого энергогиганта, как ТЭЦ-6, можно бы значительно удешевить и ускорить, если за основной вид топлива для него взять не уголь, а газ. Свой взгляд предложил директор Института энергетической стратегии Минэнерго России Виталий Бушуев: Новосибирской области "не надо делать ставку на газ". Его доводы: газа в стране все меньше, да и тот "к 2005 году вырастет в цене минимум в 5 раз", что вряд ли позволит ориентироваться на газовое топливо нашим потребителям. Уголь и местные ресурсы - вот что рекомендует он области. Но не тот уголь, что сейчас используется, "а угольную суспензию, которую надо приготавливать". Вообще же он предлагает при выборе видов топлива исходить из того, сколько оно стоит и где его можно взять дешевле. Впрочем, как считает вице-губернатор Вадим Федоров, "экономическая основа для гарантированного обеспечения топливом у нас в области полностью есть". Хотя бы в силу того, что, по его данным, наша область имеет положительное сальдо в торговле с Кемеровской областью и Красноярским краем основными источниками угля.
Обсуждение и предполагало разность мнений. В каком "балансе" отразятся они в энергетической программе и областном законе об энергобезопасности, которые предстоит разработать? Возможно, в отношении газа перевесит "доходчивость" аргументов типа: раз его используют другие, то и нам не заказано. Возможно также, что наконец сменится практическими действиями нынешний вежливо - пожелательный тон в отношении использования местных топливных ресурсов (включая антрациты Горловского месторождения) для повышения надежности теплоснабжения области. Генеральный директор "Новосибирсктеплоэлектропроекта" Александр Быков напомнил: начатая пять лет назад разработка технико-экономического обоснования по использованию отсевов этих антрацитов приостановлена тоже из-за отсутствия финансирования. Как бы ни было с частностями, в целом именно "топливный вопрос", считает Георгий Мунгалов, надо решать прежде всего, говоря об энергобезопасности области. По его словам, "и в прошлом году, и в позапрошлом, и 20 лет назад часто бывало, что в 40-градусный мороз на сутки, на двое оставалось топлива, катастрофа висела над Новосибирском даже в прошлую зиму". Чтобы оказывающийся в критические моменты рискованно низким уровень запасов не висел дамокловым мечом, предлагается создавать сезонные запасы объемом около 4 млн тонн угля. Диапазон предложений простирается даже до создания стратегических угольных складов и подземных газохранилищ. Хотя при обосновании их необходимости придется также считаться с экономической целесообразностью и финансовыми возможностями.
А ТЭК области, по словам В. Башкова, сейчас "в инвестиционном кризисе". Что, впрочем, и видно на примере "большой энергетики" с ее дорогостоящими и долго возводимыми объектами. На его взгляд, сегодня основными инвесторами реконструкции и модернизации ТЭЦ (где износ основного оборудования может доходить до трех четвертей) могут стать "только население области и производственные потребители": они заинтересованы в стабильном функционировании здесь энергосистемы и минимальной стоимости энергопродукции. Другое дело - насколько удастся их в этом убедить. Ну а "внешних" инвесторов, включая иностранных, не привлечь, не подняв "на порядок" тарифы, чтобы значительно повысилась доходность бизнеса.
С тем, что "инвестиционную составляющую надо закладывать в тарифы", согласны многие специалисты. В. Бушуеву вполне реальным представляется увеличение тарифов на 20 - 30%, "чтобы решить по стране в целом все инвестиционные проблемы без учета инфляции". В обоснование он привел такие данные. Доля затрат на энергию в цене промышленной продукции составляет в целом по России 11,5%, в Новосибирской области меньше - 9%, а в новосибирском машиностроении - 5%. Его вывод - неправомерно говорить, что промышленность "встанет на колени" из-за поднятия энергетиками цен на 20 - 30%. Для большей убедительности им была сделана и сравнительная ссылка на АЗЛК (Москва), где доля затрат на электроэнергию 3,5%: "Если полностью давать им ее бесплатно - ни на на одну машину больше продавать они не будут".
В. Федоров считает, что "если финансовые ресурсы от энергетики направлены в экономику территории, а не за ее пределы, то каждый рубль, вложенный в промышленное производство, дает 50 копеек ВРП, а 20 из этих 50 копеек возвращаются в бюджет области, и эти средства вместе с бюджетными тоже можно направлять на инвестирование и пополнение оборотных средств энергосистемы". У самого же "Новосибирскэнерго", по его данным, кредиторская задолженность "больше годового оборота, собственных оборотных средств - ноль, а жилищно-коммунальное хозяйство практически на 100% убыточное".
Сами же энергетики и производственники настаивают на том, что лишь при условии полной оплаты населением и бюджетниками за отпущенную тепло- и электроэнергию могут иметь реальную основу всякие проекты замены или модернизации энергомощностей, как, впрочем, и всякие разговоры об энергобезопасности. Руководитель оловокомбината Александр Дугельный обратил внимание и на "родственную" и с теми же последствиями проблему застревания больших денег в теневых зарплатных схемах, когда одни предприятия платят и официально "показывают" зарплату по 4 - 6 тысяч, другие - всего по 200 - 300 рублей в месяц. Он полагает, что в области должна быть нормативно определена стоимость 1 часа рабочего времени, которой должны придерживаться все, тогда появится больше денег и для энергетики.
По мнению советника главы администрации области Виталия Томилова, "деньги лежат" и в сфере наведения элементарного порядка в "малой энергетике". По его данным, в области свыше 1,5 тысячи котельных разной мощности (в том числе около 1300 - до 15 мегаватт). Все они вырабатывают тепла в 1,5 раза больше, чем "Новосибирскэнерго". Но на выработку гигакалории малые котельные расходуют в среднем 270 - 280 кг топлива, что, по словам В. Томилова, "значительно выше всякого разумного предела". Их кпд - 50 - 60%. На крупных котельных ситуация с этими показателями несколько лучше, но тоже "далека от желаемого". Практически все угольные склады котельных не огорожены, с учетом топлива "хуже некуда". Это касается и складов гор(рай)топов, а где малая котельная - там "сам бог велел отапливаться всему поселку". В. Томилов к этому добавил: "Говорим о деньгах, но в рамках простого упорядочения расчетов в минувшую суровую зиму угля было подано только на мелкие котельные (расходующие около 1 млн тонн угля) на 130 тысяч тонн меньше, и никто этого не заметил - вот цена вопроса".
Специалисты полагают, что если снабжение потребителей электричеством в обозримом будущем останется скорее всего "монопольным", то в теплоэнергетике вполне возможно создание конкурентной среды - благодаря наличию котельных предприятий, индивидуальных генераторов тепла и т. д. Предлагается и децентрализация теплоснабжения на базе групповых котельных, использующих газ.
Однако еще только предстоит создать нормативно-правовую базу, определяющую допуск и пользование всеми участниками рынка муниципальными тепловыми и электрическими сетями. По данным экспертов, только теплосети "Новосибирскэнерго" могут дополнительно пропускать 120 гигакалорий тепла, вырабатываемого ведомственными котельными промышленных предприятий. Надо также создать и нормативно-правовые условия для продажи излишков тепло- и электроэнергии, производимой хозяйствующими субъектами. Должно быть, считает В. Бушуев, право выбора и у потребителя: то ли иметь собственный энергоисточник (со всеми заботами о нем), то ли платить соответствующие деньги централизованному поставщику энергии. За таким правом выбора - тоже реальная конкуренция.