Владимир Кротов
"Честное слово"
11.07.2001
Подготовка к зиме без «высокой политики»
С тем, что в российской энергетике необходимы преобразования, пожалуй, никто не спорит. Вопрос в том, по какому сценарию будут идти эти преобразования. О реформах в энергетике, которые предлагает РАО ЕЭС написано уже много. Тому, как представляют будущие преобразования в «Новосибирскэнерго», наша газета посвятила уже несколько статей. А есть еще версия правительства, есть варианты, которые разрабатываются в других региональных энергосистемах...
Главное в идее РАО - создание свободного конкурентного рынка электроэнергии. Для этого, по его мнению, каждое энергогенерирующее предприятия должно стать самостоятельным игроком. Из существующих энергокомпаний должны быть выделены не только генерирующие мощности, но и сервисные предприятия, в том числе и производственно ремонтные - ПРП. (Чтобы создать рынок услуг). О том, как представляют себе свое будущее сами работники энергосервиса, наш сегодняшний разговор с главным инженером ПРП «Новосибирскэнерго» Михаилом Ивановичем ТОРОПОВЫМ.
- Я присутствовал на двух совещаниях, которые собирала РАО ЕЭС по нашему поводу. В Коноплево было прямо заявлено, что в четвертом квартале 2001 года выйдет приказ РАО и все ПРП будут выделены из состава региональных энергокомпаний. На недавнем совещании в Красноярске разговор уже шел совершенно по-другому. Там уже спрашивали наше мнение, и я могу сказать, что из двенадцати руководителей ремонтных, технических организаций сибирских энергосистем, лишь двое идею выделения поддержали. Это Алтай и Кузбасс. Остальные же выступили категорически против.
То есть все боятся оказаться на свободном рынке, боятся конкуренции?
- Да, все гораздо проще. Что преследует РАО ЕЭС, добиваясь нашего выделения? Для чего ей нужно распределять работы на станциях на тендерной основе? На мой взгляд, чтобы все деньги за ремонт, реконструкцию со всей России пошли через Москву. А конкуренции, на самом деле, мы не боимся, наше предприятие абсолютно работоспособное. В принципе, с ТЭЦ мы работаем по договорам, и сегодня станции вполне могут работать не только с нами, но и с другими организациями, которые могут выполнять подобные работы. С теми же «московскими» «Сибремэнерго», «Сибэнергомонтаж». Правда, в Новосибирской области мы единственные, кто может не только вести ремонт, но и занимается изготовлением запасных частей. Для этого у нас есть ремонтно - механический цех, цех по изготовлению трубных элементов. Здесь нам проще. Проблема совсем не в отсутствии конкуренции. А в том, что никто пока не готов рассчитываться с нами деньгами. В рамках энергосистемы эту проблему по той же зарплате хоть как - то можно решить. А что будет, когда мы станем самостоятельными? Долго ли продержимся? Печальный пример «Сибремэнерго», когда-то очень мощной организации, весьма показателен. Мы не против конкуренции, не против тендеров, не стоит только здесь все доводить до абсурда. Представьте, что мы выиграли тендер на Кузбассе, а ПРП «Кузбассэнерго» у нас? Кому это выгодно. Делаем-то одну и ту же работу...
Кстати, тоже самое и с самостоятельностью станций. Нельзя же сравнить ТЭЦ-5 и ТЭЦ-2. Ведь себестоимость производства энергии у них разная. Станут самостоятельными и еще неизвестно будет ли у ТЭЦ-2 кто - нибудь покупать электроэнергию. И если не будут, то она превратится в котельную, и тот же Чубайс скажет: «А зачем мне эта котельная?...» Вы, кстати, заметили, что Анатолий Борисович все время говорит про электроэнергию. И ни разу не сказал о тепловой, хотя за спиной каждой станции стоит город, который надо топить. А каждая гигакалория достается куда тяжелее чем киловаттчас. Вот сейчас весь город перерыт, и это все тоже ложится на себестоимость.
По логике преобразований, которые разработаны в «Новосибирскэнерго», определенная самостоятельность предприятий системы и конкуренция - внутрифирменная конкуренция - тоже предполагаются.
- Мы готовы. Мы готовы стать юридическим лицом. Но для этого нужно, чтобы наши клиенты - те же станции - имели свой расчетный счет и могли с нами расплачиваться. Чтобы они продавали тепло, получали деньги и затем рассчитывались с нами. Однако в любом случае при той изношенности станций, оборудования централизованная координация нашей работы должна быть. Да, мы работаем с ТЭЦ по договорам, совместно согласовываем объемы ремонта. Но эти объемы защищаются в «Новосибирскэнерго», и там определяются приоритеты. Сверхтиповые работы - самые серьезные - защищаются через Москву. И эта система верная.
Об изношенности станций, оборудования говорится уже лет пятнадцать, если не больше. Тем не менее ТЭЦ работают и работают. Действительно ли проблема изношенности оборудования настолько определяющая?
- Чтобы не быть голословным, я вам подарю вот такой документ: это все данные по турбинам, работающим на наших ТЭЦ. Вот графа: «ввод в эксплуатацию» и годы. Три турбины - 1940, 1942, 1943. В пятидесятые годы введено 12 машин, в шестидесятые - четыре, семидесятые - восемь, в восьмидесятые - пять, в девяностые - две. Поэтому ремонтные объемы год от года все больше и больше. В этом году мы, кстати, демонтировали японскую пятидесятикиловаттную машину, которую получили сразу после войны, в 1946-м, то ли по лизингу, то ли по контрибуции...
В последнее время в адрес «Новосибирскэнерго» шло очень много критики. Говорилось, например, что очень плохо идет подготовка к зиме. И по заготовкам угля, и по ремонту.
- Мало ли что говорилось. Это все «высокая политика» и к реальности она отношения не имеет. Сами посмотрите - вот график. Вот ТЭЦ-2. Котлы «третий» и «шестой» мы уже сделали. Турбину «четвертую» сделали. Котел «восьмой» - еще срок не подошел, но мы его сделаем к 8 августа, может быть даже досрочно. И у нас остаются: один котел - «девятый» и одна турбина - «шестая». По котлу срок 9 ноября, по турбине - 30 сентября. Итак, по ТЭЦ-2 у нас вопросов нет.
По ТЭЦ-3. Котел «шестой» еще не подошел по графику. Котел «десятый» мы сделали, но здесь есть серьезный вопрос: выработал свой ресурс паропровод, надо менять. Придет он - мы котел доделаем.
Далее. Котлы «одиннадцатый» и «тринадцатый» сделали. Котел «четырнадцатый» по графику уходит в зиму. Реконструкцию «пятнадцатого» котла по переводу на новые угли мы должны закончить 2002 год.
Что касается турбин, «Седьмую» мы сделали, «одиннадцатую» - сделаем, у нас нет вопросов. И остается «пятая» турбина, но по ней тоже нет вопросов. Есть большая работа по «одиннадцатой» турбине. Это стомегаваттная машина, требуется полная перемотка статора.
По ТЭЦ-4. Котел «шестой» сделали, котел «седьмой» сделаем, котел «девятый» полностью комплектуется и у нас нет вопросов. Котел «одиннадцатый» должны сдать в сентябре, но мы уже сейчас с ним работаем и сделаем раньше. Турбина «пятая». Там нужна полная перемотка генератора, эту работу у нас забрали, отдали «Сибремэнерго», потому что мы ушли на ТЭЦ-3 на «одиннадцатую» турбину. Остается «шестая» турбина, и мы ее сделаем. По ТЭЦ-4 у нас больших вопросов нет.
По ТЭЦ-5 в ремонте блок. Первый блок, который был сдан в 1985 году. (Вот уже и ТЭЦ-5 стареет). До 6 августа мы его ремонт закончим.
На ГЭС работаем с четвертым гидроагрегатом. Если ЭЛСИБ нас не задержит, то к паводку 2002 года, где-то в марте - апреле, мы ее запустим.
Иными словами, кроме «одиннадцатой» турбины ТЭЦ-3 с полной перемоткой статора у нас проблем нет. Все идет по плану, все идет по графику.
Михаил Иванович, при таком старом оборудовании всего предусмотреть, видимо, невозможно.
- Вы же помните какая серьезная была нынешняя зима - зима 2000 - 2001-го. Тем не менее, ни на одной станции не было никаким эксцессов. Нами были организованы дежурства, ремонтники сидели круглосуточно на всех ТЭЦ. И если что - то где - то происходило - моментально организовывались работы. Один звонок - и мы на месте. А вот как будет в этом году, я не знаю...
Какая будет зима?
- В первую очередь это будет зависеть от того, кто будет возглавлять энергосистему. Я ничего не могу сказать про Томилова как политика, руководитель региональной системы это безусловно политик, но технические вопросы новосибирской энергетики Виталий Георгиевич знает капитально. С ним приятно общаться по технологии. Вот вы говорите, все старое, а тем не менее все работает. На самом деле эту систему очень легко развалить. Не будете вкладывать деньги, будете гнаться за прибылью, дивидендами, и завтра все развалится.
|