
Наталья САЗОНОВА
"Аргументы и факты на Оби"
№47 2000 г.
Детективы на службе у энергетики.
ЭНЕРГОСИСТЕМА - делимая или неделимая? Этот вопрос выставлен на повестку дня в рамках обсуждения идеи реформирования РАО ЕЭС. Деловая пресса активно рассуждает о перспективах реструктуризации энергетики. Концепцию новых перемен озвучил недавно председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. Один из ее пунктов предполагает дробление связанных воедино звеньев энергосистемы на отдельные предприятия.
СТРУКТУРА пожразделений АО "Новосибирскэнерго" фомировалась не один день. Сегодня в нее помимо непосредственных производителей тепла и света входят отделы и службы, задача которых - поддерживать оборудование в работоспособном состоянии. Есть, например, служба металлов и сварки, которая почти полвека следит за состоянием металлических "внутренностей" ТЭЦ. Как и все работающие в энергосистеме, руководитель этой службы Вера МАКСИМЕНКО невольно переводит разговор на тему будущего. Дело в том, что необходимость проведения каких бы то ни было реформ, как правило, диктуется политическими и экономическими причинами. У любого же начинания есть и своя производственная сторона. До сих пор при экономических реформах, проводимых в нашей стране, практически не принимали ее во внимание. Плоды такого пренебрежения мы еще долго будем пожинать.
- С каждым годом работы у нашей службы становится все больше и больше, - рассказывает Вера Максименко. - Но происходит это не только потому, что ТЭЦ стареют. Многие заводы сегодня, сами знаете, или стоят, или работают не на полную мощность. Потому нам часто приходится продлять работу какого-то оборудования, какого-то трубопровода. Он требует замены, а заменить нечем. А раз надо продлять срок работы - значит, нужно сделать более тщательный, более комплексный контроль, произвести расчеты, на какое время можно еще допустить эксплуатацию, на год или на два. Вот и обследуем каждые два года один и тот же узел.
В энергетике есть такой термин - парковый ресурс. Это своего рода гарантируемый конструкторами период эксплуатации, в течение которого сделанное ими оборудование будет надежным и безотказным. На сегодня техника самых старых объектов новосибирской энергосистемы выработала свой ресурс более чем наполовину. Правда, этот факт вовсе не означает, что половина наших теплоэлектростанций требует замены. Годами используемые агрегаты нуждаются просто в повседневном контроле специалистов службы металлов и сварки. Только они, оперируя научными способами диагностики состояния оборудования, способны обнаружить повреждения на предварительной стадии, сказать, какие узлы требуют снижения нагрузки.
- Наша цель, - поясняет Максименко, - обнаружить дефект раньше, до того, как он начнет влиять на работу оборудования.
Со шлифовальной машинкой и микроскопом специалисты оценивают каждый миллиметр трубы или сварного шва. Впрочем, методы диагностики металлов постоянно совершенствуются. Ведь старение оборудования - беда всей цивилизации, построенной главным образом на металлоемких машинах. Сегодня прогресс достиг своего переломного момента, чреватого техногенными катастрофами. Состояние новосибирской энергосистемы можно охарактеризовать как маленький срез технического вооружения всего человечества. Именно так. Большинство объектов, обеспечивающих наше сегодняшнее благополучие, были построены в сопостовимые сроки. А это значит, что почти половина любой технической инфраструктуры сегодня также выработало свой парковый ресурс. Такая ситуация не может не стимулировать науку, изучающую поведение металлов во времени и в их эксплуатации человеком.
Сравнительно недавно на вооружении службы металлов и сварки появился метод магнитной памяти металлов. Теоретически он должен показать состояние металла, который запомнил(!) свои слабые места во время нагрузки. Новейший прибор способен "вытаскивать" из неживой стали как бы воспоминания о нагрузках, которые она претерпела. Этот метод позволяет прогнозировать, сколько же еще выдержит и послужит многострадальная труба. В условиях ТЭЦ, как известно, температурные режимы достигают 700 градусов, а давление превышает 200 атмосфер.
- Вы знаете, мне очень нривится творчество Марининой, - признается Вера Максименко. - И может, наша работа немножко сродни работе детективов. Мы так же расследуем причины дефектов в металлах, как они докапываются до истоков преступлений. Поставили, например, трубу с определенной структурой. Она должна по конструкторским расчетам отработать 30-40 лет. Обнаруживаем через некоторое время, что она полностью потеряла свои служебные свойства. Почему? Вот такой детектив получается.
Если службу, возглавляемую Максименко, выпустят в свободное рыночное плавание, ее работники со своими дедуктивными методами, надо думать, не пропадут. Дело в том, что они востребованы не только в энергетике. Сюда приходят за помощью и экспертной оценкой очень многие сторонние организации. По нынешним временам любой развивающийся мегаполис считал бы за роскошь иметь у себя под боком асов металловедения.
...Едва пошло тепло по трубам, в одном из городских зданий приключилось капитальное подтопление: со второго этажа на первый, где располагался офис солидной фирмы. Убытки - миллионные, пострадала мебель, оргтехника. Дабы возместить ущерб, фирма обратилась в суд. Судили конечно не батарею. Хотя специалисты службы металлов и сварки определили, что во время сборки именно этого чугунного агрегата была перекручена гайка. От этого при подаче тепла и произошел надрыв...
Энергосистеме "надрывы" противопоказаны. Учтут ли нынешние реформаторы эти сугубо производственные ньюансы в свете политико-экономических перемен?
|