Фрагменты интервью губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского и генерального директора «Новосибирскэнерго» Виталия Томилова во время визита на ТЭЦ-5 18 мая 2001 года.

Виктор Толоконский
По результатам встречи с Чубайсом.
Для РАО ЕЭС стала очевидной наша позиция. Мне также стало понятно, к чему стремится руководство РАО ЕЭС. В данной ситуации нет конструктивного решения и полной договоренности, поскольку РАО ЕЭС попытается силовыми методами настаивать на решениях собрания, которое незаконно прошло в апреле. В такой ситуации у нас совершенно серьезная юридическая, правовая база для того, чтобы считать это собрание не легитимным. К сожалению, я не считаю эту встречу бесполезной, поскольку РАО ЕЭС предложило со своей стороны конструктивное решение. Я думаю, что они через какое-то время поймут, что силовой способ не пройдет и придут к обсуждению конструктивного решения. Надо дождаться всех судебных решений.
Я понимаю, что в результате этих судебных решений состав акционеров поменяется, и сама администрация станет вероятнее всего солидным акционером. Я не настаиваю на том, чтобы отложить собрание до завершения всех судебных процедур. Пусть готовится собрание акционеров так как это положено по закону. Второе условие, - чтобы с администрацией был согласован состав совета директоров фигура генерального директора. С нашей стороны это очень серьезный компромисс, потому что состав акционеров поменяется так, что позиция РАО ЕЭС не может быть там определяющей.
Я сейчас за то, чтобы спокойно готовиться к зиме, чтобы руководители и специалисты энергосистемы не отвлекались на конфликтные ситуации, а концентрировали все силы на ремонтной кампании и на заготовке топлива. Анатолий Борисович, в свою очередь, выдвинул условие, которое похоже не на компромисс, а на сговор. На что я пойти не могу. Поэтому было однозначно заявлено, что этого не будет. На этом мы пока остановили переговоры. Я думаю, что очень важно было в таком прямом диалоге твердо заявить позицию главы администрации Новосибирской области. Теперь РАО ЕЭС нужно время, чтобы подумать, понять эту ситуацию. И думаю, как я говорил в апреле, далеко не все объективно докладывается председателю правления РАО ЕЭС.
Во всяком случае, о целом ряде судебных решений, исполнительных листов по этим судебным решениям Анатолий Борисович не знал. В прокуратуру области будет передан протокол собрания, который я взял в РАО ЕЭС. Думаю, что теперь у них будет достаточно базы для того, чтобы анализировать то, что происходило в апреле месяце здесь.
Юрий Хардиков предложил Томилову возглавить Совет директоров в качестве отступного.
Томилов отказался.
Это было сразу предложено еще по телефону до встречи, но с обязательным условием, что Хардиков – генеральный директор. И я, не знаю каким, но каким - то образом должен повлиять на суды, чтобы суды отменили свои решения о нелегитимности собрания. Понятно стремление РАО ЕЭС, просто в подкупе, потому что бухгалтерской подписью можно сегодня до собрания акционеров уже серьезно запутать ситуацию с собственностью так, что потом будет уже бессмысленно чем - то заниматься конструктивным. Поэтому это предложение было отвергнуто еще по телефону до встречи. И я думаю, что РАО ЕЭС понимает, что Хардиков не сможет быть ни при каких условиях. Я никогда не согласую это назначение.
О заявлениях РАО по поводу отчуждения Новосибирской ГЭС
Это вопрос давний. И наша позиция здесь известна. Мы будем настаивать на том, чтобы ГЭС была в системе «Новосибирскэнерго». У ГЭС очень малая мощность. Она не имеет, безусловно, никакого значения для российского рынка электроэнергии. Это скорее опять же действия в пику, в противовес интересам «Новосибирскэнерго», но ничего не дающие в общий энергетический баланс страны. Поэтому мы будем настаивать, чтобы Новосибирская ГЭС оставалась в федеральной собственности и была в аренде у «Новосибирскэнерго». Администрация области готова выступить не только стороной, которая настаивает на этом, но и гарантом выполнения всех договорных обязательств по этой аренде. Опять же там какие-то силовые акции ну просто невозможны и ни на что не повлияют.
У нас вполне достаточно мощностей на тепловых станциях. Вы видите - сегодня работают два энергоблока из пяти (на ТЭЦ-5). Шестой энергоблок в монтаже и в ближайшее время будет пущен. Так же, с резервом, работают и другие ТЭЦ. Мы обладаем возможностями, чтобы, безусловно, обеспечить все потребности в регионе в электрической и тепловой энергии. Но работа Новосибирской ГЭС стабилизирует баланс, добавляет в общее производство электрической энергии дешевую. Чем выше доля ГЭС в нашем общем производстве, тем ниже себестоимость, тем больше возможностей у энергосистемы развиваться, ремонтировать оборудование. Чтобы ввести шестой энергоблок нужно как минимум еще 500 млн. руб. Это огромные деньги, их надо зарабатывать. Так просто их никто не даст.
Виталий Томилов
О заявлениях РАО по поводу отчуждения Новосибирской ГЭС
Когда Новосибирская ГЭС уйдет в РАО «ЕЭС России» тариф вырастет на 10 процентов. Новосибирская область лишится маневренности по обеспечению электроэнергией. Станет больше зависимости от РАО «ЕЭС России». Тем более неприятен тот факт, что мы все - таки вложили огромную лепту в техническое перевооружение Новосибирской ГЭС, обеспечили ее нормальную работу. Мне кажется, что все это какая-то несуразица.
О подготовке «Новосибирскэнерго» к зиме
Подготовка к зиме продолжается в «Новосибирскэнерго» нормально. Ремонт идет в соответствии с графиком. Хотя из-за неплатежей предприятие испытывает определенные трудности, этого снимать со счетов нельзя. Тем не менее перед нами стоит задача и подготовиться к зиме, и заготовить топливо. Мы четко выдержали график испытаний тепловых сетей на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-2. Готовится к окончанию испытаний в соответствии с графиком ТЭЦ-4.
Уголь идет, невзирая на все наши финансовые сложности. Сегодня на складах энергосистемы накоплено более 700 тыс. тонн угля. Полностью восполнен госрезерв, которым мы пользовались прошлой зимой. Я думаю проблему угля мы решим. На ТЭЦ-5 сейчас заложено более 500 тыс. тонн угля, задача заложить 1 млн. тонн. Мы выполняли и не такие задачи. Хотя трудности есть. Мы неоднократно их обсуждали в мэрии, приняли ряд важных решений о четырехсторонних гарантиях по кредитной линии для финансирования заготовки топлива. Это своевременное и мудрое решение. Сейчас есть вагоны и низкая цена на топливо, мы имеем возможность сэкономить по самым скромным подсчетам 300 - 400 миллионов рублей.
О должниках
Наша работа с должниками строится таким образом, что у нас сегодня два реальных должника. Это мэрия Новосибирска, которая с учетом реструктурированного долга должна более 700 млн. рублей, и федеральные потребители, которые не получили лимитов более 200 млн. рублей. Рост дебиторской задолженности обеспечивают только эти потребители. Прочая дебиторская задолженность взыскивается.
О тарифах
Тарифы действительно надо пересматривать. С 1 мая РАО «ЕЭС России» подняло нам абонентскую плату на 30 процентов. Нам ее в этом тарифе не вытянуть. Будут расти цены на топливо. Уже в августе на 25 процентов подорожает каменный уголь. Сейчас рассматривается вопрос о повышении цены на бурый уголь. Ожидаемый рост цены на уголь к концу года 45-50 процентов. Поэтому мы пытаемся заготавливать его сейчас. Но препятствий много.
Вот например у нас есть кредитная линия в Альфабанке. Мы с необыкновенной точностью выполняем все свои обязательства и практически погасили большую половину кредита. Но на наши просьбы воспользоваться кредитной линией нам заявляют: «…пока генеральный директор Томилов, кредитов не будет, у нас распоряжение из Москвы давать кредит только Хардикову». Вот так из Москвы нам помогают.
|