"Возможностей финансового маневра становится все меньше"
Принятие новых энерготарифов корреспонденту "Коммерсанта-Сибирь" МИХАИЛУ СТОЛЯРОВУ прокомментировал директор по экономике ОАО "Новосибирскэнерго" ЮРИЙ ЖАРКОВ.
- Юрий Викторович, на заседании правления РЭК вы сказали, что к обсуждению тарифов придется вернуться уже через три месяца. С чем это связано?
- Проблема заключается в том, что энергосистема наделяется финансовыми средствами с постоянным опозданием. Определяя затраты "Новосибирскэнерго" на следующий год, РЭК, согласно действующему сейчас решению Федеральной энергетической комиссии, рассчитывает расходы на топливо и другие ресурсы по ценам декабря. Но все прекрасно знают, что в 2001 году будет инфляция и рост цен. Министерство экономики уже утвердило дефлятор в 26%, а производители и поставщики угля предполагают еще больший рост цен.
Еще в декабре нас информировали о том, что канско-ачинский уголь подорожает с 1 января 2001 года с 96 рублей за тонну до 129 рублей, а с 1 апреля - до 146 рублей. Производители кузнецкого угля (которого новосибирская энергосистема потребляет больше всего) четко сказали: ежемесячный рост цен составит 10%. Уже после принятия новых тарифов в "Новосибирскэнерго" пришли документы из Кемеровской области, оповещающие, что с февраля стоимость угля повысится на 18%. При таком всплеске инфляции удержать тарифы в течение года невозможно. Их придется корректировать.
Специалисты РЭК говорят, что будут пересматривать тарифы после фактического роста цен на топливо. Это логично. Но пересмотр тарифов может быть не раньше, чем через три месяца. На их утверждение уходит еще месяц. Таким образом, мы запаздываем от роста цен на четыре месяца. Для энергосистемы означает, что четыре месяца расходы на приобретение топлива будут выше, чем заложено в тарифах. По нашим расчетам, за год это расхождение обойдется энергосистеме в 400 млн. рублей. Причем задержка с пересмотром тарифов ведет к их более резкому росту. Этим во многом вызван такой резкий рост тарифов с 1 февраля - 34% по электроэнергии и 55% по теплу: опоздали отрегулировать тарифы в четвертом квартале 2000 года - теперь приходится компенсировать финансовые потери.
- Другая проблема, которая ставилась на заседании правления - несовпадение доходов и расходов энергосистемы.
- Самым весомым по доходам является первый квартал. В это время потребляется больше всего тепла и электрической энергии. Во втором и третьем кварталах - обратная картина. Падает потребность в электрической энергии и тепле, а затраты энергосистемы на приобретение топлива возрастают. Возникающий разрыв надо компенсировать. Это можно сделать, в первую очередь кредитами. Но РЭК не предусматривает средства на оплату процентов за использование банковских кредитов. Второй путь - выпуск векселей "Новосибирскэнерго". Его мы тоже используем, но выпуск векселей менее выгоден, чем получение банковского кредита. В итоге остается одно - увеличивать кредиторскую задолженность. В идеале РЭК должна наделять энергосистему средствами тогда, когда они необходимы. Но пока мы до этого не дошли. И "Новосибирскэнерго" несет очень серьезные финансовые потери из-за разрыва между доходами и расходами.
- Как долго "Новосибирскэнерго" способна работать в таком режиме?
- Возможностей для финансового маневра становится все меньше. Энергосистема не может постоянно наращивать кредиторскую задолженность. Волей-неволей "Новосибирскэнерго" уже давно идет по пути сокращения объемов ремонтных работ. В результате теряем готовность оборудования к использованию при полной нагрузке, при работе в аварийных ситуациях. Скорее всего, и в 2001 году средства, которые получит "Новосибирскэнерго" в первом квартале, будут направлены на пополнение запасов топлива. Опять придется отдавать приоритет топливу, но ограничивать средства на ремонт, приобретение материалов и даже на зарплату.
|