Ольга СОЛОВЬЕВА.
Газета "СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ"
16 июля 2002 г.
На короткой дистанции
Летним солнечным днем на Новосибирской ТЭЦ-5 удивительно красиво. Серебристое, словно парящее над землей, сооружение станции подобно сказочной птице, устремившейся в синеву. Это чувство ирреальности только усиливается, когда переступаешь порог проходной: аккуратно подстриженные газоны, цветочные клумбы, оформленные со вкусом и почти японской фантазией, чистота, строгость линий и ... умиротворенная тишина. Никакого намека на сверхответственное, архисложное и многотрудное производство.
Впрочем, такая картина способна сбить с толку, пожалуй, лишь дилетанта. Тем более, что ТЭЦ-5 из всех новосибирских теплоэлектроцентралей самая молодая (в апреле этого года ей исполнилось 25 лет) и на фоне других, возможно, выглядит наиболее благополучной. Однако озабоченность директора станции Николая Алексеевича Анисимова заставляет предполагать, что внешнее впечатление слишком поверхностно.
Лето здесь, как и на всех предприятиях энергосистемы, - пора больших и малых ремонтов. Кстати, что касается ремонтных проблем, то заявки на весь объем восстановительных работ, а это в денежном выражении порядка 150 миллионов рублей на этот год, региональной энергетической комиссией (РЭК) утверждены полностью. Другое дело, что удовлетворяются они пока, как говорится, с отставанием от графика: материальные ресурсы на 70-80 процентов, а что касается финансирования подрядных работ, то лишь на 60. Правда, замечает Николай Алексеевич, появился повод для оптимизма: в июне уровень профинансированных объемов подтянулся почти до 100 процентов. Это позволило завершить средний ремонт турбогенератора № 3, испытать его и поставить до времени, что называется, "на прикол, а также начать капитальный ремонт турбоагрегата № 2.
Интересная деталь: сегодня на станции в работе только 4-й энергоблок, производящий 140 мегаватт электроэнергии в сутки при проектной мощности до 200. Причем пониженные нагрузки объясняются не только особенностями летнего периода, но и необходимостью выполнять договорные условия по покупке определенного количества электроэнергии (до 300 мегаватт) у объединенного диспетчерского управления РАО "ЕЭС России". В данный момент это дешевле, чем производить ее на ТЭЦ, поясняет директор станции, поскольку сейчас идет в основном "водяная" энергия - от гидроэлектростанций.
Параллельно с капремонтом энергоблока ведутся реставрационные работы на вспомогательном оборудовании: вскрывается, ревизуется и готовится к отопительному сезону насосное хозяйство, все механизмы, что вращаются либо находятся под напряжением или давлением, в химическом и электрическом цехах, цехе тепловой автоматики.
- Обычный ремонт оборудования КИП и автоматики у нас проходит с большими сложностями, - говорит Николай Алексеевич Анисимов, - потому что в советские времена запчасти к нему поставляли заводы Армении и Украины, а сегодня этот источник "иссяк". Приходится самим что - то перебирать, подгонять, как - то выходить из положения. У нас тут свои кулибины.
- И много их? - спрашиваю.
- Да практически все, - улыбается Николай Алексеевич. Должна заметить, что рационализаторская работа на ТЭЦ-5 культивируется. Поощряется и морально, и, как это ни трудно сегодня, материально. Это позволяет сохранять в людях интерес к творчеству и одновременно решать более эффективно производственные задачи и проблемы. Не случайно именно здесь была рождена и идея глубокой водоочистки, которая позволяет надолго продлить рабочий ресурс котлоагрегатов станции. Обычная обская вода, проходя через трехступенчатую систему обессоливания, на выходе - перед подачей в котел - получается в десятки тысяч (!) раз чище и мягче, чем та, что мы пьем.
- В мире методики еще не придумано, чтобы определять содержание солей в воде до десятых долей микрограмма, - добавляет заместитель директора ТЭЦ-5 по кадрам Алексей Борисович Ковалев. - Когда мы капаем в нашу воду определитель - ноль показывает. То есть мы стараемся так делать, чтобы уменьшить необходимость в ремонте оборудования. Кстати, говоря о "кадровой безопасности" станции, я имею в виду и это тоже. Человек - главная составляющая как успехов предприятия, так и его пооблем. Поэтому мы обязаны думать о будущем, сохранять лучшее и готовить резерв. В том числе и командного состава.
Я знаю, что сегодня больше всего беспокоит Алексея Борисовича. В связи с наметившейся тенденцией к сосредоточению ремонтного персонала станций в производственно - ремонтном предприятии (ПРП) "Новосибирскэнерго" турбогенераторы и котлоагрегаты на ТЭЦ остаются, по сути, без бригад оперативного вмешательства - своего рода скорой технической помощи. Ведь одно дело - остановка энергоблока на капитальный ремонт или строительство нового - от "нулевого" цикла "под ключ", где специализированные бригады даже предпочтительнее "доморощенных". Совсем другое - когда человек ощущает себя частью производства, хозяином конкретной машины и сердцем прислушивается к ее рабочему ритму, чутко, словно профессиональный диагност, улавливая тревожные симптомы...
- Как это скажется на станции? - задаю вопрос Николаю Алексеевичу Анисимову.
- Поживем - увидим, - уклончиво отвечает он. - Дело в том, что история, действительно, развивается по спирали. И этот круг мы уже проходили. В 70-е годы аналогичная кампания была. Тогда тоже централизовали ремонтный персонал. Само по себе это, может быть, и неплохо, а вот управляемость такой централизацией... В нашей же работе важна оперативность. Не объемы, не масштабы, а именно оперативность, надежность - краеугольные камни работы такого предприятия, как ТЭЦ. Хорошо, если в тех, кто уйдет со станции в ПРП, по инерции, я так понимаю, хозяйская жилка будет биться, но потом неизбежно произойдет смена кадров, придут другие люди со своими привычками и традициями, отличными от наших... Впрочем, еще раз повторю: поживем - увидим.
- А что с 6-м энергоблоком? - любопытствую я. Анисимов морщится, как от боли:
- На любимую мозоль наступаете. Цель всей жизни была, можно сказать, - запустить его в работу. А сейчас практически все сворачивается, финансирование прекращено. Когда "не сходится дебет с кредитом", когда можно спокойно купить дополнительную электроэнергию на рынке, трудно решиться вкладывать деньги в будущее благополучие. Только все - таки, на мой взгляд, не по - хозяйски: почти на 70 процентов уже выполнено работ и - отказаться от 30... Кстати, если бы РЭК нам не уменьшил в затратах на производство амортизационные отчисления на 50 процентов, не было бы и вопросов по 6-му энергоблоку.
А вот по запасам топлива на зиму, похоже, в этом году нет вопросов вообще. Поскольку у новой менеджерской команды акционерного общества "Новосибирскэнерго" наметились долговременные программы с кузбасскими угледобытчиками, уголь поступает на ТЭЦ равномерно, в положенных станции 45 - дневных объемах, причем часть уходит в производство, как говорится, с колес, а избыток складируется. Николай Алексеевич уверен, что к зиме удастся сосредоточить на складе не менее 400 тысяч тонн твердого топлива. Правда, отмечает он, угольщики свои поставки практически кредитуют, рассчитывая на оплату в перспективе.
- Немножко поправилась ситуация и с бульдозерным парком, - удовлетворенно констатирует директор ТЭЦ-5. - Буквально в первом квартале мы приобрели новый трактор. Он необходим для разгрузки, штабелевания, растаскивания по складу угля и затем, когда отсутствуют вагоны, чтобы подавать уголь к бункерам, на транспортерные ленты. Позже мы с фотокорреспондентом наблюдали, стоя у подножия угольного Монблана, как новенький бульдозер, казавшийся с нашей точки обозрения игрушечным, где - то у кромки неба надвигал черную рассыпчатую массу на вершину драгоценного массива, делая его пик еще более недосягаемым...
Зрелище, надо сказать, впечатляющее. Но по какой - то немыслимой аналогии вспомнились почему - то слова Николая Алексеевича Анисимова о еще одной "головной боли" его - ремонте зданий и сооружений ТЭЦ-5 и особенно кровель, которых на станции порядка 100 тысяч квадратных метров с ресурсом службы всего - на - всего 8 лет. Причем речь не идет о том, чтобы сделать их жаропрочными. Задача элементарная - залатать дыры, чтобы вода не сочилась на оборудование и не вызывала негативных последствий. При таких площадях ежегодно нужно заменять по 8-10 тысяч квадратных метров кровельного покрытия, но удается лишь по 2-3 тысячи. Крайне мало. К тому же именно эти работы приходится оставлять на потом из-за недостаточности финансирования уже утвержденных объемов.
- Хоть станция и молодая, - говорил нам директор, - а четверть века уже отстояла. Со временем все ветшает, приходит в негодность. Поэтому мы стараемся охватить максимально ремонтными работами то, что гарантирует ТЭЦ надежность. В первую очередь, разумеется, железо - котлы, генераторы, вспомогательное оборудование, затем - все остальное, на что хватит средств. Но так, чтобы по большому счету сказать, будто мы не сможем подготовить агрегаты для несения тепловых нагрузок в период осенне - зимних максимумов, такого у нас на сегодня нет. Пока.
Николай Алексеевич еще что - то добавил про изначальный коэффициент запаса прочности станции, который с каждым годом все тает и тает. А мне подумалось, что ситуация на всех без исключения новосибирских телоэлектроцентралях напоминает олимпийский старт спринтеров, когда каждый участник забега должен за считанные секунды выложиться максимально ради желанного результата. Однако проблемы развития невозможно решить на короткой дистанции...
Домой | Об энергосистеме | Для акционеров | Для потребителей
НТП | Новости | Объявления | Юбилей | Реклама | О сервере
Гостевая книга | Форум | Карта | Поиск
|