
Наталья САЗОНОВА
"Аргументы и факты на Оби"
№17'2000
Олег Поляков: я - фанатик энергетики
В КАЖДОМ уважающем себя коллективе должен быть старейшина. Не обязательно старый, но о6язательно мудрый. Неважно, какой официальный пост он занимает в иерархии коллектива. Люди ждут от "старейшины" совета и участия. Впрочем, Олег Александрович ПОЛЯКОВ наряду с этим "общественным статусом" имеет и достаточно высокий ранг, что свидетельствует об опыте и незаурядных административных способностях. В структуре "Новосибирскэнерго" он работает директором по внедрению новых форм управления. Должность суперсовременная. Необходимость в таких специалистах возникла в период, когда отечественные предприятия вошли в пространство нерегулируемого рынка.
Страсть к энергетике
- ВСЕ, что сегодня происходит, как в государстве, так и в обществе, направлено на получение максимальной прибыли, - поясняет Олег Александрович. - А для этого необходимо постоянно искать наиболее рациональные пути управления. Вообще говоря, вопросами новых форм управления я занимаюсь с 1992 года. Под моим руководством проводилось акционирование "Новосибирскэнерго".
Сегодня это уже страница истории. Акции ОАО "Новосибирскэнерго", как и все в России, пережили спад котировок в кризисный 1998 год. Но сейчас уже наверстали упущенное и высоко ценятся на финансовом рынке. Задумываются ли биржевые маклеры, оперирующие с этими ценными бумагами, о том, что стоит за ними? Энергосистема огромного региона страны.
Поляков говорит, что в свое время "был привит к энергетике". Фраза, может быть, спорная с точки зрения правил русского языка. Однако она очень точно отражает жизненный путь старейшего энергетика Новосибирской области.
- Я ведь рос круглым сиротой, - рассказывает Олег Александрович. - С трех лет воспитывался у родителей матери. Бабушка была очень грамотной по тем временам. Она до революции закончила 4 класса. А дед был отличным рабочим, он работал на Путиловском заводе слесарем-лекальщиком. Когда начали строить Волховскую ГЭС, дед поехал на строительство. Это, кстати, первая мощная гидростанция в Советском Союзе. Дед работал добросовестно, получил звание Героя Социалистического Труда. А жили мы в поселке энергетиков: Тогда, пожалуй, и проявилась впервые моя страсть к этой отрасли.
Дед умер в 1936 году, и всю войну они прожили с бабушкой. Поляков помнит, как мальчишкой копал картошку под вражеским обстрелом. Потом эта картошечка ой как пригодилась. Когда Ленинград оказался в блокаде, Волхов тоже был окружен с трех сторон. Линия фронта находилась всего в 3 км от города.
В 1941-м, когда началась война, Полякову исполнилось 12 лет. Но уже через год он пошел работать в механический цех филиала ленинградского завода (ныне ЛОМО).
- А в 1943-44 годах я работал уже на электростанции, - вспоминает мой собеседник. - Приказом Верховного главнокомандующего нужно было обеспечить районы Ленинграда электроэнергией. Мы восстановили основное оборудование Волховской ГЭС.
Предприимчивость в крови
ПРИДЯ в энергетику в сорок третьем, Олег Владимирович уже никогда не изменял ей. После окончания Ленинградского энерготехнического техникума он был распределен в Новосибирск. Здесь и "пустил корни".
- Приехал, стою на вокзале и думаю: "Куда я попал?". Подошел трамвайчик-коробочка с незакрывающимися дверями. На улицах сплошь деревянные домишки и - бараки, бараки, бараки. По сравнению с северной столицей, конечно, большой контраст.
Пришлось начинать практически с нуля. В тесной коммуналке в перерыве между сменами он заочно учился в Московском политехническом институте. Плюс маленький ребенок, материальные проблемы. Но, говорит, очень хотелось получить побольше знаний, повысить свою квалификацию. Неудивительно, что когда в Новосибирске задумали строить ТЭЦ-5, ее директором стал Поляков. К тому времени он прошел почти все "этажи" управления четвертой теплоэлектростанции: от начальника смены электроцеха до руководителя этого цеха.
Пятая ТЭЦ до сих пор считается новой вехой в развитии Новосибирской энергетики. Она начала строиться в застойные, как теперь говорят, времена, когда финансирование шло централизованно. Впрочем, и тогда многое зависело от предприимчивости руководителя.
- Говорят, направление и широта деятельности каждого человека определяется его генами. А может быть - жизненным опытом? - размышляет Олег Александрович. - У меня всегда была такая жилка. Тогда ее называли социалистической предприимчивостью.
Строительство новой ТЭЦ финансировалось со скрипом. И тут у руководства Госплана СССР возникла идея углепровода: перегонять угольно-водяную пульпу по трубопроводу из Белово прямо на Новосибирскую ТЭЦ-5. Поляков поехал в Москву, отстаивать. 1980 год. Год Олимпиады и смерти Высоцкого. Новосибирский энергетик пробивается на прием к Аркадию Лолоянцу, зам председателя Госплана.
- Может, знаете, это был сын одного из 26 Бакинских комиссаров. Его воспитал то ли Микоян, то ли Орджоникидзе. Не помню уже. Ему в тот день исполнилось 70 лет, и Брежнев награждал его орденом.
Рассчитывая на благодушие именинника, Поляков обращается со своей просьбой. "Ви откуда?" - перебивает Лолоянц. "Из Сибири. У нас задержалось строительство важнейшего энергетического объекта с частичной передачей топлива по углепроводу".
Благодаря этой встрече строительство ТЭЦ-5 стало продвигаться с нормальным финансированием.
Беспокойство... тонизирует!
СКОЛЬКО стоит перевозка вагона угля? А тысяч вагонов? Или миллионов... Транспортные расходы существенно влияют на себестоимость энергии. Углепровод мог бы существенно снизить все эти затраты. Добывают на беловских шахтах уголек, тут же перерабатывают его в транспортабельную суспензию и по трубе, точно нефть, доставляют прямо на ТЭЦ.
Для воплощения этого грандиозного проекта (первого в России по протяженности углепровода - 260 км!) все готово. Уже и опробование произвели. Единственная загвоздка: кемеровчане не успели построить те шахты, на которых планировалось добывать уголь нужного количества и качества. И уникальное новшество завязло в сегодняшних экономически проблемах.
Между тем это технология будущего, о которой многие страны могут только мечтать. Рассказывают, что уже и китайцы заинтересовались нашим углепроводом. Готовы вложить в него деньги. У нас же, похоже, капиталовложения делаются только в выборы. А оборудование простаивает, персонал бездействует. И высшим эшелонам власти нет до этого дела.
Впрочем, сегодня Поляков несколько отошел от этих проблем. Новые обязанности требуют обширных юридических, экономических и финансовых познаний.
- Я должен быть в курсе всех событий и новшеств, связанных с работой. Законодательная база, к примеру, постоянно обновляется. Приходится отслеживать экономику не только Новосибирской, но и других энергосистем. Оценивать, сравнивать, где, что и как делается. Видя, что сейчас происходит в энергетике, я не могу не болеть за нее душой. Но это беспокойство и поддерживает мой жизненный тонус.
|