
Галина АНДРЕЕВА
19.04.00, «Энергия города»
"Вечерний Новосибирск"
Топливный кризис откладывается. По крайней мере до осени.
Не только цыплят по осени считают, но и проблемы с топливом обретают особую остроту и актуальность с приближением зимы. Нынче, однако, топливный кризис заявил о себе уже на финише отопительного сезона противостоянием двух естественных монополистов: Газпром резко снизил подачу топлива энергетикам, те начали веерное отключение потребителей. Причина конфликта РАО ЕЭС России и Газпрома не нова - все те же неплатежи. Энергетическое ведомство задолжало газовикам 5 млрд рублей. Руководство газовой отрасли аргументирует жесткость своих мер тем, что из-за нехватки средств объем газодобычи сокращается, и дело может докатиться до того, что газ придется закупать за границей. При крупнейших мировых запасах в своем отечестве.
А главный энергетик страны Анатолий Чубайс причину газового кризиса усматривает не в неплатежах, а в инвестиционных ошибках Газпрома, из-за которых сокращаются поставки газа на внутренний рынок.
Впрочем, общеизвестен и тот факт, что Газпрому выгоднее продавать свою продукцию за границу, поскольку валютные тарифы в десять раз выше рублевых.
Такой расклад - преобладание поставок газа иностранным потребителям в ущерб отечественным - тоже не нов. И очередной компромисс, которым завершилось нынешнее противостояние газовиков и энергетиков, заключен на условии очередного сокращения - на треть - поставок газа энергетической отрасли. Что означает для последней необходимость перевода теплоэлектростанций на уголь и мазут. Хотя учитывая нынешнюю стоимость мазута, которая в шесть раз выше угля, с этим топливом также возникают проблемы. Что же касается угля, то перевод большинства станций, работающих на газе и мазуте, на твердое топливо невозможен уже по техническим причинам: перейти на сжигание угля большинство ТЭЦ могут лишь при соответствующей реконструкции оборудования, требующей значительных затрат.
Впрочем, весь нынешний сыр-бор между Газпромом и РАО ЕЭС России мало касается Новосибирской энергосистемы. Доля газа в топливе новосибирских теплоэлектростанций не превышает в топливной составляющей 12 процентов. В прошлом году газ использовали отчасти лишь ТЭЦ-2 и ТЭЦ-4. При этом поставлял его не Межрегионгаз, а "Сибур", условия которого выгоднее для "Новосибирскэнерго". Межрегионгаз же открывал задвижки по договору с мэрией на ТЭЦ-5, однако на две недели и в объеме "на полкотла". И станции могут обойтись без газа. Доля мазута в составе топлива новосибирских станций сегодня тоже ничтожна - 24 тыс. тонн. Для сравнения: в 1984 году его сжигалось 900 тыс. тонн. При нынешней цене используется он на станциях лишь как техническое топливо при розжиге котлов.
Но остается непростой ситуация с углем. На нынешний год "Новосибирскэнерго" заключило договор на поставку 4 млн тонн каменного угля с компанией "Кузбасские угли". Еще около 800 тыс. тонн рассчитывают в энергосистеме получить с разреза "Задубровский" и около 600 тыс. тонн - с "КеНоТЭКа". Однако, несмотря на договоренность, стоимость угля к зиме неминуемо вырастет, - считают энергетики. О намерении повысить цену предупредила и "Красноярская угольная компания" - поставщик бурого угля для ТЭЦ-3.
Учитывая, что расходы на топливо составляют в бюджете "Новосибирскэнерго" около 40 процентов и что в принятых недавно Региональной энергетической комиссией тарифах рост стоимости топлива не предусмотрен, надежда, что к зиме сумеет энергосистема запасти топливо, слабая.
Определенные надежды, как известно, связаны с созданием собственной топливной базы для Новосибирской энергосистемы.
И по словам директора по топливообеспечению "Новосибирскэнерго" Владимира Соловьянова, работы на разрезе "Караканский-Южный" "Новосибирскэнерго" продолжает. Бригада Черепановских электросетей ведет здесь линию электропередачи, строится дорога, техническое здание, ведутся проектные работы. Поставки угля на Новосибирские электростанции с этого разреза пока не велики, однако еще не осень...
|