
Наталья Сазонова
"Аргументы и факты на Оби"
№14, апрель 2000
Вешние воды - беда или спасительная влага?
В обывательском сознании паводок -- некое стихийное бедствие, заливающее огороды и дороги. Но не ведает рядовой горожанин, сколь велика роль вешних вод в жизнеобеспечении полуторамиллионного Новосибирска. Дело в том, что несмотря на все бедствия дачников в период половодья, водные ресурсы Новосибирска не столь уж велики. А в зимний период они попросту ничтожны. Водоснабжение города остается стабильным и не зависит от времени года только благодаря работе Новосибирской гидроэлектростанции.
Зимой в "этом ручейке" воды практически нет. "Ручейком" гидроэнергетики называют Обь за ее стремление к обмельчанию. Чтобы обеспечить необходимый уровень для городских водозаборов они с сентября по апрель скидывают через плотину все новые и новые кубокилометры воды. Ее запасы сконцентрированы в Обском водохранилище, которое пополняется, в свою очередь, именно в период паводка. Таким образом, для ГЭС паводок -- это "зарядка" гигантского аккумулятора. Аккумулятора, питающего нас наиболее дешевой электроэнергией и снабжающего городской водоканал. Накануне первой паводковой волны все городские службы, чья деятельность связана с водой, собрались в Верхне-Обском бассейновом водохозяйственном управлении. Решали, как встречать вешние воды.
Прогнозы метеорологов относительно чрезвычайной обильности паводка касаются только городской зоны. Уровень выпавшего в городе снега превышает норму на 20%. Однако в деле пополнения водохранилища городские сугробы не играют никакой роли. Обское море, как известно, питают Катунь, Бия и горные реки Алтая. И приточность в водохранилище метеорологи предсказывают, исходя из знания о высоте сугробов в горах. Однако нынче эти знания грешат пробелами. Запсибгидромет представил водникам несколько ограниченный прогноз. У метеорологов не было средств для снаряжения традиционной экспедиции в Горный Алтай. В результате размеры первой паводковой волны и время ее прибытия в водохранилище известны весьма приблизительно.
Перед гидроэнергетиками встала проблема. Ведь именно они готовят наше море к приему воды. Как? Предупреждая большую волну, гидроэнергетики вынуждены делать холостые сбросы из Обского моря в тот самый "ручеек". В результате "ручеек" грозит затопить близлежащие дачи. Но без этих сбросов само море может выйти из берегов. Тогда следствие стихии будет еще масштабнее.
Увы, человек только учится управлять стихией. По признанию главного метеоролога Запсибгидромета Василия Зиненко, существующие методы прогнозирования не дают гарантированно верных долгосрочных прогнозов. Уровень успешности таких предсказаний приближается лишь к 70%. Кто знал, к примеру, в 50-е годы, когда строилась Новосибирская ГЭС, что уровень воды в Оби будет постепенно и неуклонно снижаться? -- Фактически ГЭС строилась на другую реку, - говорит старший начальник смены гидростанции Андрей Гисматулин, - Уровень воды в Оби понизился уже метра на два. По словам директра ГЭС Виктора Сершуна, это происходит отчасти вследствие естественного размыва русла. Главная же причина очередной экологической проблемы кроется, как всегда, в деятельности человека. Бесконтрольная добыча песка со дна реки приводит к тому, что вода, сбрасываемая из водохранилища, не задерживается, уходит за пределы области. Конечно, перспектива превратиться в пустыню Новосибирску не грозит. Однако дефицит воды требует суперпродуманных действий в отношении паводка. Рассказывают, как в одно из прошлых половодий, энергетики, ориентируясь на грозный прогноз, сделали серию холостых сбросов. Однако прибывшая паводковая волна оказалась не столь уж величественной. И, чтобы накопить ресурсы в водохранилище в предверии безводной зимы, энергетики стали экономить. Количество сбросов в реку резко сократили. В результате, пострадали речники. Теплоходы, доплывшие до низовьев Оби, очутились по осени на мели. Пришлось работникам ГЭС "подбросить" речному флоту несколько кубокилометров влаги по киль...
Надо сказать, что сбрасывая воду в холостую, в обход гидрогенераторов, ГЭС, по сути, теряет живые деньги. Ведь основной задачей станции является выработка электроэнергии. И почти пятая часть всей производимой в Новосибирске электроэнергии принадлежит ГЭС. Отчасти именно благодаря "прирученной" воде тарифы на электроэнергию у нас несколько ниже, чем, например, в Кемерово. Кузбасс стоит на угле и страдает от отсутствия собственной гидростанции. А Санкт- Петербург, говорят, стонет от своей АЭС. Атомная энергия оказалась для потребителей наиболее дорогостоящей. Новосибирская же ГЭС многократно окупила себя. Более того, в, казалось бы, самые неблагоприятные 90-е годы здесь умудрились провести реконструкцию оборудования. Уже пять из семи генераторов заменили на новенькие. Остается лишь пожалеть, что обские водные ресурсы не столь велики, чтобы производить по максимуму самую дешевую в мире электроэнергию. И с нынешней волной они, увы, не очень-то пополнятся. По сведениям метеорологов, запас воды в снеге на Катуне составляет где-то 70% от нормы.
|