
Александр Майский
Журнал "Налоги и экономика" № 3, 2000г.
Новосибирская энергосистема: рост тарифов неизбежен
Среднеотпускные тарифы на тепло- и электроэнергию для "Новосибирскэнерго" РЭК области не меняла почти три года - с апреля 1997 года. Более того, в апреле1998 года РЭК пошла на беспрецедентный по тем временам шаг, снизив тарифы для промышленных предприятий и повысив на 10% для населения. Еще через год, в середине 1999 года, тарифы для населения выросли на 20%, тогда как для промышленности только на 3%.
Идеология тарифного регулирования, которую по началу активно исповедовала РЭК, предполагала понижение тарифа для предприятий с целью повышения наполнения бюджета и перенос нагрузки с промышленности на население. И это было не только выполнением настойчивых пожеланий новосибирских промышленников, получивших наконец доступ к установлению тарифов.
В установлении тарифов для населения РЭК прежде всего руководствовалась постановлениями правительства № 379 от 03.04.97 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отрас-лях естественных монополий", № 1231 от 26.09.97 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения", а также постановлением № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением". Несмотря на то, что во всех этих документах провозглашался курс на вывод тарифов для населения на уровень себестоимости, они все же остаются льготными и почти в два раза меньше нормы.
Говоря о хорошем умении РЭК урезать запросы энергетиков, стоит все-таки заметить, что с этим в прошлом году вышел даже перебор. Получив 15 июня 1999 года заниженные тарифы и для промышленных потребителей и для населения, осенью энергосистема столкнулась с резко ухудшившейся общей ситуацией. В сентябре прошлого года цена на уголь выросла на 20%, в октябре еще на 30%. А в начале нынешнего года шахтеры выставили еще одно серьезное условие - цена на уголь останется прежней, если оплата будет 100% денежными средствами. В противном случае -рост цен составит еще как минимум 30%. Как следствие, дополнительные затраты на заготовку топлива, которые РЭК никак не были учтены, достигли 290 млн. рублей. И это была только одна из составляющих возникших проблем. Параллельно с ростом цен на основной вид топлива последовало повышение стоимости газа, мазута и рост железнодорожных тарифов. Помимо этого энергосистема недополучила более 150 млн. руб. доходов, которые никто компенсировать, судя по всему, не собирается.
Нельзя сказать, что обо всем этом никто не знал и не предвидел последствий. Председатель РЭК Валентин Шаталов сам признавался, что, не меняя тарифов три года при повсеместном росте цен на все и вся, энергосистема израсходовала все свои ресурсы и исчерпала возможности роста.
Ситуация осложнялась еще и губернаторскими выборами. Прежний губернатор накануне народного волеизъявления прямо говорил, что не даст "Новосибирскэ-нерго" повысить тарифы для населения, что, впрочем, не помогло ему остаться у власти. РЭК же в тот момент оказалась просто заложником политических осложнений в области. По-видимому, состояние зависимости РЭК от фактора политических рисков продлится еще некоторое время, по крайней мере до второго тура президентских выборов, прежде чем там вновь вернутся к рассмотрению предложений энергетиков. Иначе нечем объяснить решение комиссии оставить плату для населения за электроэнергию с 1-го марта в неизмен-ном виде?!
Тем временем, пока "Новосибирскэнерго" и РЭК выясняют, чьи аргументы весомее в установлении тарифов, налоговые органы не дремлют и делают свое дело.
В начале февраля Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области направило письмо генеральному директору "Новосибирскэнерго" Виталию Томилову, в котором известило, что в случае непринятия мер к погашению задолженности в федеральный бюджет к ОАО будет применен весь комплекс мер по принудительному взысканию задолженности, включая иницииро-вание производства по делу о банкротстве. В 1999 году ОАО было начислено к уплате в федеральный бюджет 262,2 млн руб., а фактически уплачено 240,2 млн. руб., и по состоянию на начало 2000 года суммарная задолженность "Новосибирскэнерго" в федеральный бюджет возросла на 16,5% - до 158,5 млн. руб. В то же время проблема увеличения задолженности заключается в слабой оплате за тепло- и электроэнергию как раз потребителей, финансируемых из федерального бюджета, долги которых "Новосибирскэнерго", в свою очередь, достигли 260 млн. руб. В связи с этим ОАО намерено жестко подойти как раз к плательщикам, финансируемым из федерального бюджета, мотивируя это письмом от У МНС РФ по НСО. И хотя Управление МНС по области заявило, что подобные письма рассылаются всем должникам, тем не менее, на наш взгляд, к энергетикам они имеют особое пристрастие. Свидетельство тому - очередной арест счетов "Новосибирскэнерго", осложняющий и без того небезоблачные расчеты с поставщиками топлива и работниками предприятия.
И все же, несмотря на целый комплекс проблем, ОАО "Новосибирскэнерго" активно работает и развивается.
Не так давно советом директоров была утверждена программа развития предприятия на 2000 год, где главный упор сделан на техническое перевооружение и модернизацию, а не на капитальное строительство, как это было ранее. На модернизацию и техническое перевооружение будет направлено 60% всех вложений из 490 млн. рублей, запланированных на 2000 год.
Более 250 млн. рублей пойдут на капитальное строительство и модернизацию электростанций, где основные вложения будут сделаны в подготовку к вводу в 2001 году шестого энергоблока ТЭЦ-5. Предусмотрены также дальнейшие вложения в реконструкцию энергоблоков Барабинской ТЭЦ (г. Куйбышев). В реконструкцию шестого гидрогенератора из семи имеющихся Новосибирских ТЭЦ планируется вложить 29 млн. рублей, также предусмотрено техническое перевооружение старых новосибирских ТЭЦ - № 2, № 3 и № 4. В электросетевом строительстве главным объектом станет ввод в строй подстанции в г. Татарске, которая будет обеспечивать бесперебойное снабжение юго-западной и северозападной части Новосибирской области.
Также "Новосибирскэнерго" пока не отказывается от выпуска депозитарных расписок (СЮК.), однако для их выпуска сейчас не самый лучший момент. По мнению совета директоров, "идти сегодня на выпуск депозитарных расписок означает вести акционеров на убытки и не получить престижного места на фондовом рынке Европы и США". К этому можно добавить общую недооцененность компании, как и многих других, на рынке ценных бумаг. "Новосибирскэнерго" уже подготовило необходимые проекты соглашений по их выпуску, однако не собирается пока этого делать ввиду неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка.
|